Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

Макросоциологические концепции личности

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм,

М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие зве­реныши» (дети) постепенно становится личностями.

Социология — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) соци­альные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в там, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодей­ствие и взаимопонимание.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образова­ние, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.

Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, что как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — статистически более распространен­ный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более неста­бильным становится общество (например, в переходные, транзи­тивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет; они — основа социальной стабильности, поэтому ста­бильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

В кризисные моменты в любом сообществе возникают аномии (нарушения нормального принятого порядка) и количество девиа­ций (это понятие индивидуальных социальных отклонений ввел Э. Дюркгейм, изучая самоубийства) заметно увеличивается.

Р. Мертон, который тоже изучал аномию, разработал спою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к вырабо­танным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.

Если личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средст­вами, она осуществляет конформную (приспособленческую) мо­дель адаптации.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осущест­вить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых предэлитных стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением (по известному выражению «Цель оправдывает средства»).

Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достиже­ний. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции.

Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невоз­можности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.

И, наконец, бунт, мятеж является такой формой отклоняюще­гося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общеп­ризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно, превратно).

Перейти на страницу: 1 2

 

Сбор информации

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

Лучшие статьи

Личные интервью
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Читать полностью...

Статистика абортов
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
Читать полностью...

Молодёжная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
Читать полностью...