Организационная культура и стратегии коммуникативного
взаимодействия
· самоопределение человека происходит не естественным путем, а лишь в следствии представления его в качестве потенциальной жертвы внешних сил, перед которыми надо быть начеку (стратегический стиль менеджмента - "как-нибудь да выкрутиться");
· практическое отсутствие постановки самостоятельных задач и их решения;
· сосредоточение основного внимания в процессе управления на отточенности информации и контроля.
Что же касается климата в коллективе, то данным организациям свойственна холодность в отношениях, лишенная эмоций и рациональность в работе.
(2) Принудительные организации.
Особенности таких организации проявляются в следующем:
· все предписано, систематизировано, утверждено;
· основной мотив - ошибки неточности, неясности и т.п. - должны избегаться любой ценой;
· на все имеются принципы, руководящие установки и указания;
· решающую роль играет иерархия;
· планирование выступает в качестве закона (ни что не отдается на откуп);
· четкая целенаправленность в действии фирмы (т.е. собственная тематика, рынки, на которых она действует, тщательно отработаны);
· нет смешанных концернов.
В качестве отрицательной особенности таких фирм выступает то, что они оказываются неготовыми к быстрым изменениям. (Хотя это для них не так страшно, т.к. такого рода фирмы, как правило, доминируют на конкретном рынке).
Движущая сила таких организаций заключается в нежелании находиться в зависимости от чьей-либо милости либо от каких-либо обстоятельств; в необходимости все держать под своим контролем; в сложности принятия нестандартных решений (часто - непринятия) из-за страха совершить ошибку.
(3) Драматические организации.
Из самого названия следует, что нормальные производственные процессы в этих организациях превращены в драматические инсценировки и представления.
Им присущи следующие особенности:
· принятие решений базируется на фактах;
· отвага, риск и самостоятельность составляют существо деятельности;
· имеет место сложность в разработке средне- либо долгосрочных стратегий из-за постоянной сменяемости одной ниши другой;
· структуры не успевают развиваться и отсутствуют какие-либо системы;
· контрольные механизмы оказываются недоразвитыми и как следствие - для людей, подчиненных такому руководству (руководителю), работа постепенно превращается в кошмар и фирма в конечном счете (если не изменится) обречена на банкротство.
(4) Депрессивные организации.
Такие организации выживают скорее всего в стабильном окружении, в условиях поддерживаемого и регулируемого рынка, без существенной конкуренции. Им характерно следующее:
· консервативная установка и бюрократизм;
· запрограммированные, рутинные порядки, закрепленные годами;
· отсутствие и полная бессмысленность инициативы и как следствие - организация функционирует как простейший механизм.
(5) Шизоидные организации.
В данных организациях руководители представляются окружающим холодными, бесчувственными, замкнутыми и иногда даже страшноватыми. Здесь как и в депрессивных организациях возникает вакуум в руководящем звене. Кроме того, им присущи следующие особенности:
· интегрирующие функции в отношении сотрудников в расчет не принимаются;
· руководитель почти лишен контактов;
· от руководителя не исходят четкие указания о руководстве предприятием;
· брешь в руководстве данной организации заполняется управляющими среднего звена, политика которых направлена на завоевание благорасположения и внимания со стороны безучастного руководителя. При этом они (управляющие среднего звена) преследуют в первую очередь личные цели, способность к стратегической гибкости становится решающим критерием квалификации.
Такие предприяти в долгосрочной перспективе "топчутся" на месте, т.к. шаги в направлении развития минимальны из-за постоянного соперничества менеджеров.
Перейти на страницу:
1 2 3