Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

СПЕЦИФИКА ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Восемнадцатого октября две тысячи пятого года в Мурманске в Детском Театральном центре состоялась молодежная конференция, посвященная ситуации на рынке труда, возможностям и преимуществам рабочих профессий.

Участники конференции получили консультации специалистов службы занятости по вопросам самостоятельного поиска работы и составления резюме; прошли тестирование и получили конкретные рекомендации по профессиональному самоопределению; узнали, где и как можно получить интересующую профессию или повысить свою квалификацию.

Уже четвертый год в России количество поступивших в вузы превышает число выпускников средних школ. США и КНР объявили, что и для них всеобщая «вышка» является государственным приоритетом. Япония вообще уже приняла закон об обязательном высшем образовании. У этой тенденции много сторонников: образованный человек нужен современному обществу. Однако сам диплом при повальном высшем образовании теряет самостоятельную ценность: у кого еще нет, скоро будет.

Образование на рынке – это такой же товар, услуга. И вузовский диплом – всего лишь сертификат качества этого товара. Факт: через создание новых систем оценки качества вузовского образования бизнес начинает стимулировать конкуренцию между производителями. Речь – о новых рейтингах вузов, к которым, как показывает мировой опыт, обязательно придет и серьезный российский работодатель, и каждый мало-мальски продвинутый абитуриент.

- На рынке труда появился продукт, который по степени расхватываемости и роста объемов продаж похож на мобильные телефоны. Это продукт – диплом о высшем образовании. Люди стали приходить не за знаниями, а за дипломом, - говорит главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики профессор Михаил Богуславский. – Переварить такое количество студентов при стареющих преподавательских кадрах, при слаборазвиваемой, стагнационной материальной базе очень сложно. В течении 90-х годов в высшую школу практически не пришли молодые преподаватели. Такое положение сказывается на качестве образования. Образовательное сообщество сейчас спорит о том, есть ли у нас вуз, который соответствует европейскому уровню. Одни говорят: «МФТИ», другие: «И МФТИ уже ничто». Среди специалистов в проблеме качества идет спор только по этим двум позициям – МФТИ или не МФТИ? Сложилась ненормальная обстановка, когда вузы торгуют не образованием, а дипломами. В одних вузах продают просто дипломы, а в других – дипломы с брендом. Вот и вся разница. Есть бренд МГУ, бренд СПбГУ и т.д. Высшее образование – это лотерея: попал к замечательному педагогу-энтузиасту – повезло тебе, не попал - что же делать? Не повезло.

Западные экономисты считают, что поступление в вуз все больше становится квалификационным экзаменом, а узкопрофессиональная подготовка на глазах теряет смысл. Западная общественность с экономистами не согласна. Каждую осень родители американских seniors (старшеклассников) начинают традиционный ритуал – штудируют журналы «Ю. Эс. Ньюз Энд Уорлд Репорт», «Тайм» и «Ньюсвик» со свежими рейтингами американских вузов. Вузы квалифицируются по шести категориям – most competitive, highly competitive, very competitive, competitive, less competitive, noncompetitive («самый конкурентоспособный», «наиболее конкурентоспособный», «весьма конкурентоспособный», «конкурентоспособный», «менее конкурентоспособный», «не конкурентоспособный»). В первую категорию (most competitive) входят несколько десятков ведущих вузов. На эти учебные заведения могут претендовать абитуриенты с большинством оценок «отлично», высокими результатами тестов SAT и TOEFL. Особняком стоят 10-12 «супервузов», к которым относятся учреждения Ivy league («лиги плюща»), плюс Стэнфорд, Массачусетский технологический институт (MIT), Калифорнийский технологический институт (Caltech).

Американцы очень тщательно изучают рейтинги и не доверяют мнениям соседей и друзей, у которых «дочка закончила Принстон и теперь вот сидит без работы. Значит, наш сын туда не пойдет». Американцы действуют разумно.

Во-первых, они понимают, что для всех практических целей разницы между первым и двенадцатым вузом, по существу, нет.

Во-вторых, для американцев важен не столько общий рейтинг вуза, сколько то, чтобы он высоко котировался в интересующей специальности. Для будущих инженеров наряду с MIT или Стэнфордом можно поступить в более доступные вузы.

Третье – и очень важное – соображение: лучше быть отличником в среднем вузе, чем троечником в престижном университете. GPA (средний балл) играет главную роль при поиске работы.

Перейти на страницу: 1 2

 

Сбор информации

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

Лучшие статьи

Личные интервью
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Читать полностью...

Статистика абортов
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
Читать полностью...

Молодёжная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
Читать полностью...