Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

Часть II: Органическая школа

Лилиенфельд указывает на то, что, как и в природе, в человеческом обществе нет безусловной случайности в обширном и тоном смысле этого слова. «Как в вещественном мире, так и по отношению к человеческому обществу мы называем случайным только те явления, которые хотя и находятся в неразрывной связи с предыдущими, но в том или другом случае не могут быть нами определены или предвидены».

«И так мы проводим аналогию между человеческим обществом и природой, но если бы эту аналогию мы понимали лишь в виде аллегорической параллели, то мы бы пошли по следам всех экономических и политических доктринёров, всех социальных метафизиков. Но, спрашивается, каким образом из туманной области аллегорий, общих понятий выйти на твёрдую почву реализма?». Это следующий этап развития органистической модели Лилиенфельда. Он подразделяет понятия на два типа: «общие понятия, обозначающие различные проявления общественной жизни, если эти понятия будут результатом соединения в одно целое существующих общественных явлений» и другой тип – «общие понятия, касающиеся общественных явлений, если они будут выражать лишь обобщение риторических или аллегорических фигур и параллелей, нигде в действительности не существующих». Но тут Л. сталкивается со следующим понятием – духовное начало, разумно-свободная воля человека. Ни то ни другое не подвластно разуму человека и является частью деятельности высшей силы. В этом случае Л. замечает, что социология не занимается изучением внутренней сущности человека и не пытается познать тайну души человека, «социология изучает лишь внешнюю деятельность человека т.е. проявление наружу его духовных и физических сил в общественной среде.»

«Теперь спрашивается: в каком виде, в какой положительной форме проявляются физические и духовные силы человека?… Если они проявляются также как и везде в природе, то во внешнем своём проявлении они подчиняются тем же законам, что и все прочие силы природы… тогда общество составляет лишь часть природы… Если, напротив, духовные силы человека проявляются в обществе иначе, то тогда социальная наука должна составить особую область знания на стыке между гуманитарным и естественнонаучным знаниями». Продолжая эту мысль Л. вводит понятие вещества: «Никто, конечно, не будет оспаривать того, что человек, окружённый веществом… может в свою очередь проявлять наружу как духовные так и физические силы только посредством вещества. Всякое проявление человеческой деятельности, как физической так и духовной, составляет труд; в свою очередь труд не может иметь другого результата как воплощение духовных и физических сил только через вещество… Труд не воплотившийся в вещество, не пришедший в связь с какой-либо силой природы не есть труд т.к. он ничем не проявил себя наружу, поэтому не может в чём бы то ни было воздействовать ни обратно на человека ни на других членов общества».

Итак, подведём итоги. «Социальная наука поставлена по отношению к разумно-свободной воле человека совершенно в то же положение, как естественные науки по отношению к проявлению сил природы. Физические и духовные силы человека составляют предмет социальной науки лишь настолько, насколько они проявляются наружу во времени и пространстве.

Общество как организм высшего порядка.

«Взаимодействие и напряжение, кои предстают перед нами в неорганическом мире как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека. Человеческое общество – организм, высший в сравнении с организмом человеческим; оттого взаимодействие и напряжение сил в обществе целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека, а следовательно, и всех органических веществ природы». Так Л. видит себе аналогию между природой и обществом. Он также подразделяет органическую природу на три различные стороны: физиологическую, преследующую цель питания растений и животных, морфологическую, обуславливаемую внешним и внутренним складом организма, и, наконец, индивидуальную, как результат единства органической жизни, представляемого особью, индивидом личностью. Л. предполагает, что если общество есть организм, то он должен иметь те же стороны развития. И действительно он приводит три стороны общественной жизни: экономическую, юридическую и политическую. Какая же аналогия у этих сторон общественной жизни с сторонами органической жизни?

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Сбор информации

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

Лучшие статьи

Личные интервью
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Читать полностью...

Статистика абортов
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
Читать полностью...

Молодёжная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
Читать полностью...