Социальное
сообщество, рыночные системы и бюрократическая организация
Обсуждая выше политический аспект общества, мы позволили себе некоторую выборочность. При этом на первый план были выдвинуты отношения между правительством и всем социальным сообществом, с акцентом на прямую их связь в так называемой системе «поддержки». Эта система охватывает прежде
всего взаимодействие между лидерами и теми, кто стремятся занять лидирующие
позиции, с одной стороны, и, с другой, теми элементами социальной структуры,
которые прямо не участвуют в системе управления как таковой. Этот процесс
взаимодействия охватывает как взаимообмен политической поддержки и лидерской инициативы, так и взаимообмен правительственных решений и «потребностей» различных лоббистских групп. Эти взаимообмены образуют систему, нуждающуюся в определенной сбалансированности, если политическая подсистема стремится к устойчивой интеграции с социальным сообществом.
Другой главной действующей структурой правительств является административная организация (включая силовые структуры), через которую
проводятся в жизнь политические решения. Как правило, развитие бюрократических структур происходило в первую очередь, хотя и не
исключительно, в правительствах. Среди наиболее важных черт бюрократизации
находится разделение ролей в виде должностей с хорошо очерченными
должностными функциями, полномочиями и «властью», отделенных от сфер
частной жизни должностного лица. Должности дифференцируются по двум
основаниям — по функциям, выполняемым для организации, и по месту в иерархии или «вертикали» подчинения.
Развитие бюрократической организации обыкновенно требует, чтобы каждой профессиональной роли соответствовал определенный вид должности, когда должностное лицо «назначается» посредством заключения некоего «договора о найме». Поэтому существование его семьи обычно зависит от его зарплаты или должностного оклада. В свою очередь, это требует наличия определенного «рынка труда» для распределения человеческих услуг
посредством переговоров об условиях найма и карьерных возможностях.
Одной из главных черт индустриальной экономики является бюрократическая организация производства и, соответственно, мобилизация трудовых ресурсов через рынок труда. В результате сложной эволюции, имевшей ряд этапов, эта экономика породила невиданное распространение бюрократических форм организации вне правительственной сферы.
Мы рассматриваем бюрократическую организацию как преимущественно
политический феномен, поскольку она в первую очередь ориентирована на достижение коллективных целей. В случае частного предприятия его коллектив
является частной группой внутри социального сообщества; в случае правительства – это все сообщество целиком, организованное для коллективного достижения целей. Тем не менее мы рассматриваем трудовое соглашение как
форму членства в коллективе, оставляя в стороне то, что возможно членство и
через другие способы участия в экономическом предприятии. И разумеется,
частная бюрократия не ограничивается сферой экономического производства, она
встречается в церковных организациях, университетах и во многих других видах
коллективов.
Обсуждаемые нами рыночные системы вовлечены во взаимообмен между подсистемами экономики и воспроизводства образца, с одной стороны, и между подсистемами экономики и политики—с другой. Этот взаимообмен не затрагивает напрямую социальное сообщество, поскольку его функция по отношению к этим подсистемам состоит в общем регулировании через нормативный порядок. Мы также должны подчеркнуть различие между «коммерческими» рынками потребительских товаров и рынками «труда», имеющими дело с человеческими ресурсами, в том числе находящимися на самом высоком уровне компетентности и ответственности. С социологической точки зрения распространенная среди экономистов практика объединять в одну графу «товары и услуги» и трактовать их в таком виде в качестве наиглавнейшего продукта экономики представляется неоправданным смешением понятий.