Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

Проблемы молодежи России в эпоху реформ.

«Судя о человеке, должно принимать во внимание обстоятельства жизни, в которые он поставлен судьбой» - В.Г. Белинский.

Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала.

В связи с этим мне представляется необходимым рассказать о некоторых социологических исследованиях, проведенных в России в 90ые годы в разных регионах, которые наиболее полно освещают проблему исследования. В первую очередь это исследования, проведенные Центром социологии молодежи ИСПИ РАН

под руководством проф. В.И. Чупрова

. Далее будут приведены данные этих исследований с комментариями авторов учебного пособия «Социология молодежи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001. (Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.), в котором и были опубликованы эти данные:

«… Данные свидетельствуют о сохранении современной молодежью высокого трудового потенциала. ¾ занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако в условиях спада производства этот потенциал остается невостребованным. 51.5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 их было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, т.е. за пределами молодежного возраста. В конце 1994 удельный все тех, кто отличался высоким профессиональным статусом, сократился более чем в 1,5 раза по сравнению с 1990. Не имели возможности повысить квалификацию 31,2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную плату – 45,4%, продвинутся по службе – 48,2% респондентов. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодежной занятости. Если в 1990 г. в частном секторе работали менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждый десятый… Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим является форма собственности… Разбалансированность доходов и уровня потребления ведет к деформации интересов как в сфере потребления, так и в сфере труда. В одном случае это ведет к снижению общественной эффективности труда, в другом - препятствует развитию личностного потенциала молодого поколения… Не менее опасным последствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения. За последние 5 лет численность молодых людей, вовлеченных в эту сферу, увеличилась многократно. Опасность видится не только в пагубных последствиях ухода молодой рабочей силы из основных отраслей производства, но и в моральных издержках. Почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона… Также молодые люди отдают предпочтение и другому пути: досуговое времяпрепровождение со случайным заработком или криминал… По сравнению с 1990 годом, количество тех, кто не работает и не учится, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2,5 млн. чел. За эти годы все более ощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица. Только в 1995 г. вдвое увеличилось число зарегистрированных на бирже труда молодых людей в возрасте до 29 лет (833 тыс. чел.). На начало 1996г. 26% выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов не смогли найти работу. Особый размах приобрела «скрытая безработица», создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели.

И все же материальное положениеявляется главным показателем жизни молодежи, индикатором ее настроений и источником удовлетворенности или неудовлетворенности. Далее будут приведены данные различных опросов в разных регионах страны, которые имели целью выяснить материальное положение молодежи и ее удовлетворенность им. По данным исследования опубликованного в учебном пособии «Социология молодежи» см. выше (выборка неизвестна) оценили свое материальное положение как удовлетворительное 54,6% опрошенных, плохое – 29,8%, благополучное – 11,3%. Как видно материальное благополучие далеко от запросов, но если смотреть в целом – оно удовлетворительное. Перспективы улучшения благосостояния оцениваются молодежью довольно пессимистично: вряд ли изменится – 64%, ухудшится – 9%, улучшится – 27%. Подавляющее большинство (73%) не видят перспектив его улучшения. Интересно также исследование относительно ранжирования групп представителей профессий, которые считают свое материальное состояние плохим: (табл.1)
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Сбор информации

После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

Лучшие статьи

Личные интервью
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Читать полностью...

Статистика абортов
Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
Читать полностью...

Молодёжная субкультура
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
Читать полностью...