Социология
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека».

Вследствие разнообразия подходов ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным.

1. Поведение

            Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

            Большинство сигналов языка тела многозначны. Их более точное определение возможно лишь при учете следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, роли, настроение, вызвавшие его раздражители и т.д.

            Язык телодвижений в принципе более правдив, чем язык слов. Мы научились говорить на табуированные темы, соблюдая определенный контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. И используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удается. Язык тела, не приученный к подобному «театрализованному» поведению, реализует присущие ложному содержанию серии жестов неохотно или вовсе «не идет» на них, что может служить весьма ценной информацией о подлинной правдоподобности сказанного.

            Наше поведение целиком направлено на удовлетворение потребностей, обретая в этом свой смысл. Мы можем считать поведение разумным в том случае, если оно определяется потребностями и мотивами, к тому же если оно целенаправленно.

            Под нормальным поведением мы подразумеваем поведение, адекватное реальности. Большой области нормального поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы считаем поведение нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение нормальным, аномальным или нарушенным.

Инстинктивное поведение.

Инстинктивные действия представляют собой врожденные способы совершения движений, которые обеспечивают проявление первичных инстинктов.

Приобретенное поведение.

В результате получаемых уроков или самокритичного наблюдения за самим собой и соответствующей тренировки поведение, «вознаграждаемое» окружением, закрепляется, а влекущее за собой наказание – редуцируется. Это распространяется на все формы проявления поведения.

Заимствованное поведение.

Заимствованное поведение можно разделить на:

1.

«открытое» самостоятельно;

2.  

подражательное (общность людей в значительной степени воздействует на наше поведение; если мы не хотим оказаться за пределами той или иной общности, то тогда мы вынуждены перенимать (заимствовать) знаки (речь) и образцы поведения (язык тела). Процесс заимствования протекает в большинстве случаев бессознательно и незаметно для нас самих).

Реактивное поведение.

Наше поведение обосновывается внутренними и внешними раздражителями. Мы воспринимаем что - то, у нас сложилось мысленное впечатление, и сначала мы отвечаем на него тем или иным артикулированным чувством, происходящим из какого - то внутреннего переживания. Мы «переработали» раздражитель. Как «перерабатывается» побочный раздражитель и какие реакции следуют в ответ, зависит от ряда факторов:

            а). От настроения. В компании, где все отношения гармоничны, мы реагируем иначе, чем если бы мы пребывали в разладе с нашим окружением;

            б). От стимула. В любом, неважно какими причинами и каким чувством вызванном настроении в той или иной степени присутствует определенный стимул. Чем больше стимулов «заложено» в нашей личности, тем активнее мы реагируем на раздражители;

            в). От средств. На тот или иной раздражитель мы можем отреагировать словесно и/или на языке тела. Результаты переработки раздражителя определяют, каким средством мы воспользуемся.

Различная степень участия этих трех описанных факторов воздействия зависит от ситуации и обусловливается характером личности. Они могут либо заменяться, либо усиливать друг друга. В зависимости от настроения стимул может усиливаться или ослабляться.

            Адекватное и неадекватное поведение.

Поведение может быть качественно и количественно адекватным и неадекватным.

            Качественно и количественно адекватное поведение.

Когда ситуация, переживаемая в данный момент, «обрабатывается» непредвзято и открыто. Тогда ситуация получает верную оценку своей специфики и интенсивности. Следует соответствующая по смыслу реакция.

            Качественно адекватное и количественно неадекватное поведение.

 Специфически верный и подходящий по качеству способ поведения, который совершенно правилен по существу или по содержанию, но по интенсивности (количественно) не соответствует ситуации. Поведение либо слишком «сильное», либо слишком «слабое». Слишком «сильным» поведение может стать в том случае, если отказывает сдерживающий аппарат (например, когда у подвыпивших людей наблюдаются чересчур размашистые, неестественные движения).

Поведение может быть количественно неадекватным и при звукообразовании (если смех начинается с громкого вскрика или если кто - нибудь в определенной ситуации смеется слишком громко). К количественно неадекватным манерам поведения относится и излишне «слабое» поведение. Его причиной является эмоциональная вялость, слабость, недостаточная жизненная сила. Там, где необходимо и следовало бы отреагировать сильно, мощно, либо вообще не происходит никакой реакции, либо совершается весьма слабое ответное действие или реакция.

Качественно неадекватное и количественно адекватное поведение.

            Если нас кто - то либо понимает неверно, либо вообще не понимает, или если сложившуюся ситуацию либо не учитывают, либо оценивают неверно, то тогда может возникнуть поведение, которое хотя и будет правильным и подходящим в своих проявлениях и «количествах», но не будет соответствовать качественно. К качественно неадекватному поведению приводят причины:

1. если кто - либо на протяжении длительного времени «копит в себе» раздражение (гнев);

2. если отсутствует способность контактировать с окружением (безучастный, словно окаменевший участник в общем - то веселой компании);

3. если человек одержим сверхценными идеями и ни для чего другого уже не остается места.

Качественно и количественно неадекватное поведение.

            Поведение может быть количественно и качественно несовершенным или незавершенным. Если какой - либо человек, долгое время подавлявший в себе гнев, вызванный определенными ситуациями, вдруг «взрывается», то в большинстве случаев качество и количество оказываются утрированными. Поведение является качественно незавершенным в том случае, если оно не достигает ожидаемой окружением степени оформленности. Причиной этого могут служить «сбои» внутри самой личности и «помехи», возникающие из - за воздействия окружения.

Реакции на поведение.

Любая активная деятельность, любое поведение того или иного индивида вызывают различную реакцию у окружающих: терпимость, поощрение, осуждение. Терпимое поведение в большинстве случаев сохраняется. Поощряемое поведение усиливается, поскольку человек стремиться к признанию со стороны своего социального окружения. Осуждаемое поведение подавляется (лишь в редких случаях забывается и исключается) или практикуется в таком окружении, где его терпят или поощряют.

Символическое поведение.

Мы понимаем образ действий, когда то, что должно быть сообщено, выражается не конкретно, а посредством того или иного символа.

Альтернативное поведение.

То есть, различное по своим характеристикам поведение может иметь одно и то же значение.

Комбинированное поведение.

Помимо сигналов, каждый из которых самостоятельно имеет определенное значение, имеются и такие, которые становятся понятны только во взаимосвязи с другими. Это происходит, когда мы имеем дело с комбинированным поведением: в нем присутствуют принципиально важные элементы, значение которых модифицировано при помощи других элементов.

Реликтовое поведение.

Это остаток поведения, выражающийся на языке тела в прежние времена или на более ранней стадии культурного развития. Личное реликтовое поведение «произрастает» из собственного опыта, в большинстве случаев раннего детства, и представляет собой поведение, развившееся самостоятельно. Общее реликтовое поведение берет свое начало в более ранних периодах развития культуры и является заимствованным поведением.

Агрессивное поведение.

Психология определяет агрессию как наступательное поведение, обусловленное аффектом. Наша агрессивность может проявляться по отношению к другим людям, к различным общественным институтам (государство, школа, церковь) и по отношению к нашему собственному Я.

Оскорбительное поведение.

Почти любое действие может оказаться оскорбительным, если оно несвоевременно или неуместно.

            Отказ. Поведение отказа (отвода) может быть продемонстрировано прямым прикосновением и отталкиванием партнера или за счет вытягивания руки с находящейся в вертикальном положении ладонью.

            Насмешка. Тот, кто насмехается, выражает свою враждебность, маскируя ее несерьезным поведением. Сюда же относится скрытое веселье – ладонь прикрывает рот – когда смех сдавлен.

            Символическое оскорбление. В той или иной культуре мы встречаем разные жесты для выражения символического оскорбления. Если кто-то «сыт кем-то по горло», то об этом сигнализируется поднятой к горлу рукой, ладонь которой смотрит вниз. Еще одним сигналом является постукивание указательным пальцем по виску как символ того, что у человека «не все дома», или плевок кому-либо под ноги или в сторону того, кого хотят оскорбить.[2, с. 12]

       

      Сбор информации

      После того как определены объект и предмет социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания.

      Лучшие статьи

      Личные интервью
      Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
      Читать полностью...

      Статистика абортов
      Статистика абортов всегда была под запретом. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста составляет в России 83.
      Читать полностью...

      Молодёжная субкультура
      Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей.
      Читать полностью...